NF Group: за 9 месяцев в Москве открылось всего четыре ТЦ, половина из них – пока технически

По итогам девяти месяцев 2022 года суммарный ввод торговых площадей в Москве оказался на 61,5% ниже, чем в аналогичном периоде 2021 года, и составил 64,3 тыс. кв. м. За I–III кварталы на рынке состоялись четыре открытия торговых комплексов, половина из которых были техническими, сообщила консалтинговая компания NF Group (ex. Knight Frank Russia). Вакантность в столичных ТЦ выросла до 14,5%.

Фото: Retail.ru

До конца 2022 года, согласно заявленным планам девелоперов, объем нового ввода в Москве составит 136,6 тыс. кв. м торговых площадей: таким образом, прогноз нового предложения торговых центров сокращается на 57,1%, а суммарный объем ввода по итогам года будет ниже прошлогоднего показателя на 62%. 

По итогам III квартала 2022 года в Москве был открыт один торговый объект – «Солнце Москвы» (GLA – 26,3 тыс. кв. м), а также были выданы разрешения на ввод в эксплуатацию ТРЦ «Сказка» (GLA – 18,5 тыс. кв. м) и ТЦ «Орион» (GLA – 21 тыс. кв. м), однако открытие последнего объекта запланировано на начало 2023 года. Всего за девять месяцев на рынке состоялись четыре открытия торговых комплексов, половина из которых были техническими (ТЦ Discovery (GLA – 17,5 тыс. кв. м); ТЦ «Нагорный» (GLA – 12 тыс. кв. м); ТЦ «Байконур» (GLA – 8,6 тыс. кв. м); МФК «Солнце Москвы» (GLA – 26,3 тыс. кв. м)).

Средний уровень вакантности в торговых центрах Москвы увеличился на 1,5 п. п. за год и на 1,1 за квартал, достигнув 14,5%.

По словам Евгении Хакбердиевой, регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group, после февральских событий уровень вакантности в крупных объектах увеличился в среднем на 2,3 п. п. (по сравнению с I кварталом 2022 года), а изменения в небольших районных и окружных торговых центрах (арендопригодной площадью до 30 тыс. кв. м) зависели от формата и позиционирования объектов, однако они находились в наименьшей зоне риска: уровень пустующих площадей в таких торговых центрах опустился в среднем на 2,9 п. п. по сравнению с I кварталом 2022 года.

В NF Group считают, что при ухудшении геополитической ситуации возможен рост уровня вакантности в столичных торговых центрах до 17% к концу года при условии, что не будут проработаны варианты замены приостановивших деятельность операторов.

Источник: NF Group Research

С учетом новых открывшихся ТЦ показатель обеспеченности жителей Москвы качественными торговыми площадями в среднем составляет 575 кв. м на 1 000 человек, причем лидером по обеспеченности является Новомосковский административный округ столицы (885 кв. м/1 000 человек), а наибольший прирост зафиксирован в Северо-Восточном административном округе (+4%) за счет открытия в III квартале 2022 года МФК «Солнце Москвы» (GLA – 26,3 тыс. кв. м).

По прогнозам NF Group, новое предложение столицы будет сформировано за счет торговых площадей районного формата. Малоформатные торговые центры с современными общественными пространствами для повседневного досуга и схемами работы отлично вписываются в новую реальность. Такие торговые центры не отнимают у посетителей лишнего времени, перетягивают на себя внимание потребителей компактностью, а пул арендаторов все больше нацелен на функционал и ценовую сегментацию целевой группы, а не на бренд. Комьюнити-центры являются востребованными и необходимыми на каждый день проектами с понятной целевой аудиторией, но при этом отлично подходят и для проведения концептуальных экспериментов.

Максимальные базовые ставки аренды в ТЦ Москвы приходятся на помещения в зоне фуд-кортов и «островной» торговли в действующих крупных объектах с высоким трафиком и могут достигать 180 тыс. руб./кв. м/год, в районных – до 100 тыс. руб./кв. м/год.

В крупных концептуальных торговых центрах ставки выросли из-за качества сделок (сделок по помещениям, которые ранее занимали международные бренды) на фоне сокращения стока предложения по строящимся проектам. Тренд на рост арендных ставок на рынке сейчас отсутствует, так как основной объем сделок приходится на ротацию арендаторов и площадки с отделкой, ранее занимаемые международными брендами, поэтому ставка аренды на такие помещения значительно выше, чем на помещения в формате shell&core, по которым ранее заключались основные сделки. В районных торговых центрах (до 10 лет) наблюдается обратная тенденция: основное предложение состоит из помещений формата shell&core, по которым сейчас предоставляются скидки на ремонт, поэтому в таких объектах коммерческое предложение ниже.

Источник: NF Group Research

Retail.ru 

Ранее сообщалось, что Knight Frank Russia продолжит работу под новым брендом NF Group

Почитайте статью: Коммерческая недвижимость: рынок жив

Источник: Retail Ru