Вернутся ли любимые бигмак и «Хэппи мил»? Удалось ли решить проблему с картошкой фри, и кто теперь поставляет кофе? Будет ли «Вкусно – и точка» открываться на АЗС и во сколько обошлась смена вывески? Новая сеть фастфуда, открытая в помещениях сети McDonald’s после продажи российского бизнеса, отработала первые 100 дней, и общественный интерес вокруг нее не утихает. Генеральный директор сети Олег Пароев рассказал, оправдались ли ожидания, вернулся ли гость, что происходит с выручкой, а также поделился планами на ближайшее будущее.
– Сеть под вывеской «Вкусно – и точка» отработала первые 100 дней. Оправдались ли ваши ожидания?
– Первые 100 дней работы оказались сложнее, чем мы думали, но результаты превзошли ожидания. В настоящее время открыто уже более 820 предприятий, все демонстрируют отличные финансовые показатели, видно, что гости нас ждали, соскучились и хотят вернуться. Мы стремились сохранить все лучшее, что было, когда сеть работала под брендом McDonald’s, – качество продукта, уровень гостеприимства, атмосферу и, конечно, вкус еды. Практически полностью восстановлено меню, решены проблемы с поставками картошки, из-за которых мы страдали в течение полутора месяцев.
Напомню, что в силу известных событий все крупные иностранные производители картофеля фри отказались поставлять эту продукцию в Россию, и мы оставались без этого блюда в меню, но сейчас привычный продукт вернулся. Происходит полное восстановление газированных напитков, поставщик которых тоже ушел с российского рынка. В ближайшее время во всех предприятиях появятся холодные напитки на розлив.
Постепенно вводим новую упаковку, которая, с одной стороны, показывает преемственность бренда, а с другой – определяет нашу компанию как растущую, энергичную и технологичную. Уже запустили новую упаковку для бургеров.
Перезапустили концепцию кафе, которое пользовалось большой популярностью и сейчас начинает набирать обороты.
Сеть сумела сохранить всех сотрудников, более того, в течение лета удалось нанять почти 20 тыс. новых. У нас не изменились условия оплаты труда: напомню, что в марте мы даже повысили зарплату перед вынужденным простоем, и эта зарплата сохраняется.
Кроме того, за это время мы открыли 16 предприятий, которые никогда не работали как McDonald’s, а начали сразу работать как «Вкусно – и точка». Например, в августе сеть открыла новое предприятие на Дальнем Востоке – в Находке. Это не только новая точка сети, но и новый город присутствия. Планируем, что до конца года откроется как минимум 30 новых предприятий. Сохраняем нашу амбицию в течение трех лет довести сеть до 1000 предприятий.
За 100 дней по всей стране продано более 100 млн бургеров и роллов, лидерами продаж стали чизбургер и картофель фри: количество проданных продуктов превысило 25 млн и 36 млн порций соответственно.
– Какова выручка like-for-like по сравнению с McDonald’s?
– Я не хотел бы сравнивать финансовые показатели, скажу, что в сентябре мы приближаемся к тем показателям, которые были в аналогичный период у McDonald’s. При этом на сегодня открыто 820 предприятий, а у McDonald’s их было 850. Тем не менее по общей выручке мы уже очень близки к их показателям. И это при том, что у нас не до конца восстановлено меню, не работает доставка, и даже не на всех предприятиях есть вывеска. Более того, были дни, когда lfl был выше, чем в соответствующие дни прошлого года.
– Сколько ресторанов уже переоборудовано?
– Это живой процесс, планируем до конца сентября 2022 года перевести под новую вывеску порядка 200 ресторанов.
– Каких инвестиций потребовала смена вывески?
– Смена вывесок потребовала огромных вложений. Ведь на каждое предприятие необходимо несколько вывесок – для размещения с разных сторон, плюс мы ставим стелы у дороги для автомобилистов. Проект оказался существенно сложнее, чем мы изначально предполагали. Не буду называть точную цифру, скажу только, что это много миллионов рублей.
– Насколько известно, не все российские франчайзи McDonald’s сменили вывеску?
– У McDonald’s в России было три франчайзи. Один из них принадлежит нашему акционеру, соответственно, он тоже переформатировался. Второй присоединился к нам и находится в состоянии ребрендинга, а третий, объединяющий девять предприятий, работает на транспортных хабах Москвы и Санкт-Петербурга, с ним мы находимся в процессе переговоров по поводу присоединения и смены вывески.
– Есть точки, которые не откроются?
– Есть предприятия, не более десяти, которые закрылись и не станут открываться. Причины разные – либо низкий спрос в локациях, либо не договорились с арендодателем и прочее.
– Что говорят ваши гости о новом названии, оно нравится?
– По-прежнему считаем, что название исключительно удачное, очень виральное, первые месяцы нашей работы все только и говорили о нашем названии, всячески его обыгрывали, название двигало само себя.
Мы еще не запустили ни одной рекламной кампании в конце июня, а уже порядка 48% населения знало, как переименовался McDonald’s.
Название отражает дух заведения и качество наших продуктов. Опять же, когда мы определяли название, мы понимали, что, какое бы название мы ни дали, на фоне McDonald’s оно будет выглядеть невыразительно. Нашей задачей было придумать виральное название, которое отражало бы философию нашего бренда и сервиса, и мы с нею справились.
– Изменились ли условия аренды в торговых центрах?
– Большое количество арендодателей в связи со сменой бренда вышли с предложениями изменить условия, у нас были сложные переговоры, со многими работаем в долгосрочных партнерских отношениях. Могу сказать, что в подавляющем большинстве случаев мы либо договорились об улучшении условий, либо остались на прежних. В единичных случаях не удалось договориться, и мы вошли в состояние правовых разбирательств, там, где прошли суды первой инстанции, нашу позицию поддержали.
– Насколько выросли цены в меню по сравнению с тем временем, когда работал McDonald’s?
– Цены выросли примерно на 8–10%, но это ниже, чем у конкурентов. На рынке фастфуда McDonald’s всегда играл роль сдерживающего фактора, поэтому в тот же день, когда он приостановил работу, два основных конкурента повысили цены.
– Когда планируете запустить доставку?
– Доставка – еще один приоритет для нас, ведем переговоры с бывшими партнерами, думаю, до конца 2022 года доставка появится.
– Планируется ли запуск новых форматов?
– У нас были коллаборации с АЗС, исключительно удачные, для нас это необычный формат, поскольку предприятие меньше стандартного. Недавно были открыты первые предприятия сети на территории заправочных станций Teboil в Москве и Санкт-Петербурге. Наш отдел развития сейчас ищет новые возможности в сложившейся экономической среде, поскольку трафик во многих торговых центрах снижается, и в принципе торговые центры никогда не были для нас приоритетной локацией. Наша задача быть там, где наши потребители. Ищем, какие новые форматы зайдут нашим гостям.
– Вы сказали, что проблемы с поставками картошки для фри решены. Кто стал новыми поставщиками?
– Это картошка разных поставщиков. В России есть всего одно предприятие, перерабатывающее картошку для фри. Это предприятие, построенное при нашем участии, имеет мощность порядка 100 тыс. тонн в год, а спрос мы оцениваем в 220–250 тыс. тонн в год. Полностью закрыть потребность переработанной российской картошкой очень сложно, поэтому дотягиваем до нужных объемов из разных стран.
– Еще про продукт, – кофе в рестораны традиционно поставлял Paulig, который тоже ушел с российского рынка. Кто сейчас является поставщиком кофе?
– Компания Paulig была приобретена индийским инвестором, который полностью сохранил и продукт, и качество. Уникальный бленд, который используется в наших предприятиях, – это наш секрет. Ни сырье, ни производственный процесс, ни бленд не изменились.
– Вернутся ли «Хэппи милы» и будут ли в меню детские продукты?
– Возвращение детского меню – один из приоритетных вопросов для нас, – придумываем, как вернуть игрушку. Возвращение игрушки оказалось нетривиальной задачей. Глобальный McDonald’s является крупнейшим продавцом игрушек в мире именно за счет продажи «Хэппи милов». Если раньше для нас все решалось централизованно, в глобальном офисе, кто-то придумывал игрушки, договаривался с держателем франшизы, с фабриками и так далее, то теперь нам все приходится делать самостоятельно.
Наши масштабы огромны: ожидаем, что в месяц будем продавать порядка 2 млн игрушек.
Нужно обеспечить стабильность поставок и наладить безостановочный процесс. Произвести 2 млн игрушек на одной фабрике очень сложно, значит, должно быть несколько поставщиков, плюс нам нужно обеспечить безопасность игрушек, сертифицировать безопасность пищевого соседства и другие требования. Мы озадачены всем этим и стараемся решить задачу как можно быстрее. Детское меню должно восстановиться полностью примерно к ноябрю этого года.
– «Вкусно – и точка» не может использовать названия, являющиеся торговыми марками McDonald’s, значит, появления символа ресторана, бигмака, ждать не стоит? Что будет вместо него?
– Да, гамбургер с таким названием мы продавать не можем и не можем копировать другие параметры, обговоренные в соглашении с корпорацией. Но спрос на этот продукт есть, наша задача представить достойную альтернативу, которую любители оценят. Планируем сделать это в текущем году.
– Собирается ли «Вкусно – и точка» отходить от стандартов McDonald’s и вводить традиционные российские продукты и блюда, например, окрошку?
– С точки зрения стандартов качества отходить не будем, стандарты у McDonald’s высочайшие, я не знаю ни одной сети общепита, которая хотя бы близко приближалась к его уровню. Конечно, мы делаем все, чтобы эти стандарты поддерживались.
Что касается новых продуктов – идем за потребителем и предлагаем то, что востребовано. Но мы играем в определенной нише, мы – бургерная компания и кафе. Если потребитель захочет видеть у нас какие-то продукты, мы узнаем об этом с помощью наших исследований и, если увидим там хорошую нишу, попробуем запустить этот продукт.
С другой стороны, у нас есть устоявшиеся процессы и технологии. Наша кухня – сложное производство с определенным набором оборудования, поэтому второй параметр, который мы принимаем во внимание, – насколько мы можем реализовать потребность гостей, используя имеющееся оборудование. Обслуживать порядка 2 млн человек ежедневно – это гигантская ответственность и сложность для обеспечения стабильности блюда. Мы проводим все новые продукты через эти два фильтра – хочет ли потребитель и можем ли мы его предоставить быстро и стандартного качества.
– Какие сезонные блюда могут появиться этой осенью?
– Конечно, появятся сезонные продукты и напитки, пока не буду раскрывать все секреты, хотим сделать сюрприз для наших гостей.