Индивидуальные постаматы: зачем и кому они нужны?

Глобальный рынок e-commerce стабильно увеличивается: в 2021 году его размер почти достиг $5 трлн, в 2022 году – может составить $5,5 трлн. И чем активнее люди покупают в интернет-магазинах, тем острее встает вопрос удобства получения посылок.

На Западе большой популярностью пользуются постаматы, позволяющие не ждать курьера целый день и не привязываться к графику работы пунктов выдачи заказов. О том, как европейские страны решают проблему краж посылок, какие альтернативы есть у стандартных постаматов и какие барьеры пока мешают стать массовыми индивидуальным постаматам, рассказал Владимир Матвеев, основатель компании Fill In.

Мировой опыт доставки и постаматы

Китай, Япония, США, Канада, Австралия, Индия и несколько стран ЕС – это страны с самым большим количеством отправляемых посылок – как личных, так и покупок в интернет-магазинах. В 2020 году в США отгрузили 14,7 млрд посылок, больше только в Китае – 63,5 млрд единиц. 

Но вместе с ростом количества отправлений увеличивается и число их краж. В 2019 году ежедневно только в Нью-Йорке исчезало 90 тыс. посылок, и цифра росла год к году. В США каждый день пропадало 1,7 млн посылок – это потери на $25 млн в среднем. Чтобы помочь покупателям, Amazon предложил отслеживание заказа в режиме реального времени, но это не решило проблему.

Зато отчасти ее решают постаматы: автоматизированные ячейки, в которые курьер кладет заказ, а покупатель получает доступ по коду и забирает. Такие решения уже давно предлагают крупнейшие логистические операторы США – FedEx и UPS. Например, в кампусах университетов стоят постаматы UPS Smart Lockers, ежемесячно обслуживающие больше 400 студентов. А в общественных местах вроде магазинов стоят UPS Acces Points.

В Европе постаматы тоже набирают популярность: в Великобритании растет сеть польской компании InPost – в 2021 году количество ее постаматов превысило 3 тыс. единиц. И большинство из них находятся на расстоянии мили для жителей Лондона, Бирмингема и Манчестера. К 2024 году InPost ожидает увеличение количества постаматов до 10 тыс. Причем использовать их можно не только для доставки из интернет-магазинов, но и, например, для онлайн-покупок в гипермаркетах вроде Lidl.

Общественные постаматы запираются на PTT-несовместимые замки для посылочных ящиков, электронные или кодовые, а также могут управляться через мобильное приложение. Такие постаматы предлагают ParcelHome, Decayeux MyColisBox. Но такой «умный» вариант пока не стал массовым из-за высокой стоимости (от 500 долларов).

Другие альтернативные методы защиты посылок от кражи:

  • Доставка дронами и роботами-доставщиками.
  • Сервисы а-ля Amazon Key и in-home delivery от Walmart, позволяющие доставить посылку на дом в отсутствии получателя (дистанционно через приложение открыть дверь курьеру и наблюдать за курьером по системе видеонаблюдения через приложение).
  • Индивидуальные постаматы.
  • Замки с блокировкой на посылочных ящиках (открываются только владельцем после помещения посылки).
  • Электронные и кодовые замки.
  • «Умные» посылочные ящики, управляемые через мобильное приложение, такие как изделия бельгийской компании ParcelHome или французские Boks и Decayeux MyColisBox. 

Индивидуальный постамат Fill in.

Каждый второй россиянин выбирает самовывоз

Российский рынок постаматов тоже активно развивается. Самовывоз – самый популярный у россиян способ получать интернет-заказы как в крупных городах, так и в мелких. По оценкам Data Insight, в 2021 году более 80% онлайн-покупок доставлялись именно так: в ПВЗ (пункты выдачи заказов), отделения «Почты России» и постаматы – как логистических служб, так и магазинов. 

Весной 2022 года предпочтения россиян не изменились, как сообщает Data Insight. Самовывоз стал только популярнее, каждый второй выбирает его всегда или более чем в половине случаев интернет-заказов. Из трех вариантов самовывоза постаматы пока пользуются спросом в основном в крупных городах, потому что там встречаются чаще, и нравятся людям за полную бесконтактность. А удобство и близость к дому – главный критерий выбора способа доставки. 

Не такая сильная распространенность, как условных ПВЗ Ozon или Wildberries, – главная проблема постаматов. Например, популярные постаматы 5Post находятся в «Перекрестках» и «Пятерочках». Вдоль условного Ленинского проспекта они расположены относительно часто, но в центре Москвы внутри кольца их всего пять. В итоге, чтобы забрать посылку, нужно очень далеко прогуляться или проехаться.

Количество постаматов в России увеличивается: если в 2018 году их было чуть больше 600 единиц в крупных городах, то в начале 2021 года только у Ozon насчитывалось 7,5 тыс. единиц, а у PickPoint – чуть больше 5 тыс. А китайский оператор Cainiao в 2021 году стал сотрудничать со «СберЛогистикой», чтобы расширить свою сеть постаматов до 40 тыс. единиц. Но все равно пока далеко до того, чтобы постамат стоял на каждом шагу.

Хатико ждет курьера

Постаматы располагаются в общественных местах – в супермаркетах, торговых центрах. Единицы из них работают круглосуточно – большинство с 9–10 до 22–23 часов. Перед работой заехать и забрать посылку шансы минимальные, а после работы не у всех есть силы и желание. Мы общались с сотрудниками ПВЗ разных компаний, и они говорят, что если летом люди забирают заказы обычно день в день, то осенью и зимой тянут до последнего.

Альтернатива в России – курьер: приедет сам, ничего нести не нужно, особенно тяжелого или очень ценного вроде ноутбука за 200 тыс. рублей. 

Но здесь проблема другая: дождаться этого курьера. Часто обозначается только промежуток времени – например, с 10 до 16 часов. Причем обычно курьеры не предупреждают заранее: большинство приезжают и звонят, что они у двери. Получается, нужно или сидеть полдня дома в ожидании, или отменять доставку. 

С такой проблемой доставки столкнулись и участники нашей команды после переезда из Москвы в Санкт-Петербург в 2017 году. Мы с коллегами будто попали на десять лет назад: магазины работали до 19 часов, с курьерами из служб доставки просто невозможно было договориться. Они принципиально не звонили заранее. Приходилось либо отказываться от доставок, либо сидеть в ожидании курьера, как Хатико.

Так возникла идея сделать продукт для себя и для таких же вечно занятых айтишников и фрилансеров, которые много заказывают из интернет-магазинов и не всегда готовы ожидать и принимать доставку: индивидуальный постамат, в который можно положить товар и забрать его по специальному коду, в постамате есть камера (фиксирует доставку), весы (взвешивает товар) и дезинфекция ультрафиолетом (на случай пандемии). Устройство должно было размещаться у квартир в жилых домах или за воротами частных домов и позволяло не ждать доставку, а принимать ее, даже находясь на расстоянии. Так возникли индивидуальные постаматы Fill in. 

Индивидуальный постамат – это железный «короб», вмещающий посылки 60х60х30 см и весом до 70 кг: можно поместить чайник, кофемашину и так далее. Владелец задает пин-код или генерирует в приложении QR-код и отсылает курьеру, который назначен на доставку. Курьер привозит посылку, открывает постамат по пин- или QR-коду и оставляет заказ. 

Тестовую партию устройств мы произвели еще в начале 2020 года, перед пандемией. Сначала отправляли за рубеж – в Канаду и Францию, а сейчас развиваем продукт в Москве и Санкт-Петербурге.

Потенциальные пользователи индивидуальных постаматов – это в первую очередь IT-специалисты и в целом люди, которым интересны технологии. Также это женщины с детьми, интроверты, которые не хотят общаться с курьерами или сотрудниками ПВЗ, и путешественники.

О сложностях и подводных камнях

Когда мы разрабатывали продукт, было много споров, что курьеры не поймут, как взаимодействовать с постаматом, и не захотят разбираться. Но в нашем тесте 19 из 20 курьеров заказанный чизбургер все же поместили в постамат. Только один не стал вникать и оставил пакет сверху.

Вопрос цены субъективен: такой постамат стоит 36 тыс. рублей, и это, с одной стороны, не копейки. Но с другой – если человек получает посылки не раз в год, а регулярно, возможно, даже несколько раз в месяц, для него устройство себя окупает. Особенно если оно действительно решает проблемы: не заставляет выкраивать время на прогулку до ПВЗ в плотном графике или терять рабочие часы в ожидании курьера.

Главный барьер сейчас – это размещение: как и куда ставить постаматы. Если с частными домами вопросов мало, то с многоквартирными могут возникать сложности. Например, в старых домах, где мало места на лестничных площадках, если рядом с каждой квартирой будет такой аппарат, совсем станет не пройти. Но маловероятно, что в таких домах живет основная часть целевой аудитории продукта. 

В новостройках с местом на лестничных площадках ситуация лучше, тем более каждой квартире принадлежит некоторая часть этого общественного пространства. Поэтому, если этот постамат не нарушает нормы безопасности – например, не мешает эвакуации при пожаре, – больших проблем с размещением быть не должно. У нескольких наших клиентов постаматы уже стоят, конфликтов с соседями и УК не было. 

Сейчас мы сориентировались на рынок IT-гиков, которым нравятся и технологические устройства, и интравертность.  А дальше эта история, на наш взгляд, в России разовьется у крупных агрегаторов вроде Ozon и Wildberries… когда они осознают, что у них ПВЗ — это центры затрат, которые генерируют невероятный операционный убыток.

Retail.ru

Реклама компании Fill In

Источник: Retail Ru