«Фреш-электричка»: как гарантированно сэкономить от 20% на логистике свежих продуктов?

Свежесть продукта – фактор, который является основным и для поставщика, и для ритейлера, и для потребителя. Как сократить время товара в пути от производства до полки магазина, сэкономив при этом на логистике, и одновременно иметь возможность ежедневно отправлять в Москву, Санкт-Петербург небольшие партии продукции? Решение предлагает компания «Грандо Логистик».

Фото: gpointstudio/shutterstock

Фото: gpointstudio/shutterstock

Чем быстрее продукт появится на полке магазина, тем больше времени будет у ритейлера на его реализацию. Соответственно, тем более свежий продукт сможет приобрести потребитель и, как следствие, тем выше будут продажи у поставщика. В комбинации с высокой частотой поставок достигается почти стопроцентная реализация товара.

Уже более года компания «Грандо Логистик» в рамках проекта «Фреш-электричка» помогает производителям и грузовладельцам оптимизировать логистику, добиваясь увеличения их объемов продаж и помогая экономить на доставке не менее 20%. Как говорил Генри Форд, сэкономленные деньги – это заработанные деньги!

С чего все начиналось?

На российском рынке компания «Грандо Логистик» работает с 2014 года. В ее собственности в Ленинградской области сейчас находится свыше 100 000 кв. м складских помещений, в том числе сухие и мультитемпературные склады, а также кросс-докинговый склад класса А+. Кроме того, компания владеет автопарком рефрижераторных автомобилей разной тоннажности, который постоянно расширяется.

Источник: «Грандо Логистик»

«Мы изучили потребности рынка и поняли, что его участникам необходимы минимальные сроки для логистической обработки товаров категории фреш и ультрафреш с возможностью отправки таких товаров небольшими квантами, – рассказывает Руслан Алексеев, директор по логистике «Грандо Логистик». – Для реализации проекта мы открыли дополнительную площадку в Москве, на которой возможно консолидировать грузы от разных поставщиков Московского региона и отправлять их в Санкт-Петербург. Аналогично налажен бесперебойный процесс по формированию и транспортировке партий сборных грузов с северо-запада страны в направлении столицы».

Кому нужна «Фреш-электричка»?

«Проще всего описать это на конкретном живом примере, – комментирует Руслан Алексеев. – В Москве есть производитель мясных полуфабрикатов, которому требуется доставить продукцию на РЦ «ВкусВилл» в Санкт-Петербурге и в торговые точки сети «О’Кей» в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Мурманске. Сроки годности у продукции, как правило, очень короткие, от 5 до 7 дней.

Поначалу этот производитель пытался сократить затраты на логистику и доставлял свою продукцию клиентам большими партиями 1–2 раза в неделю. Причем для Санкт-Петербурга и области отдельным транспортом, а в Мурманск – в составе сборного груза через перевозчика со складом в Санкт-Петербурге.

Со временем производитель убедился, что в половине магазинов продукция уже закончилась, а в другой половине, наоборот, имеется нереализованный товар, выросли потери, возвраты. Да, магазины имеют возможность корректировать объемы заказов, но при планировании на недельный срок спрогнозировать продажи крайне сложно. Поэтому при использовании подобной схемы неизбежны потери и упущенная выгода из-за отсутствия товара на полке.

Далее этот производитель пришел к перевозчику сборных грузов из Москвы в Санкт-Петербург и незначительно увеличил частоту поставок. Но тот перевозчик мог обеспечить логистику в составе сборного груза только на плече между двумя столицами. Доставка по Санкт-Петербургу все равно осуществлялась отдельными заездами транспорта и с существенной потерей времени, так как требовались индивидуальная маршрутизация заказов и планирование транспорта. Все это затягивало сроки поставки и сокращало сроки реализации продукции. А груз в Мурманск и вовсе доставлялся в середине срока годности продукта, что сократило объем продаж. Таким образом, частота поставок увеличилась, но из-за потери времени на организацию логистики «последней мили» возвратов меньше не стало и затраты грузоотправителя оставались прежними».

Фото: «Грандо Логистик»

Фото: «Грандо Логистик»

Как работает «Фреш-электричка»?

Логистика продуктов питания требует высокой скорости доставки и большой географии покрытия. Эти критерии увеличивают продажи и сокращают издержки производителей.

«Решение, которое предлагает «Грандо Логистик», позволяет производителю доставлять продукцию ежедневно во все сети и на все РЦ Северо-Западного федерального округа, в любых температурных режимах и объемом от одной коробки, – говорит Руслан Алексеев. – При этом по маршруту Москва – Санкт-Петербург и в обратном направлении транспорт отправляется каждые шесть часов».

Сроки доставки либо короче, либо равны срокам доставки отдельным транспортом: время перемещения грузов из Москвы в Санкт-Петербург и в противоположном направлении не превышает 12 часов. Из Санкт-Петербурга до Мурманска, Архангельска, Сыктывкара – не более 24 часов. При этом на всех этапах доставки отправитель оплачивает доставку только передаваемого объема в составе сборного груза. Кроме того, за последний год «Грандо Логистик» удалось снизить стоимость перевозки одной палеты между Москвой и Санкт-Петербургом на 30%. В планах – к концу года снизить тарифы еще на 15%.

На данный момент основные грузополучатели – торговые Сети и РЦ в Москве и Санкт-Петербурге, а также в регионах Северо-Западного федерального округа (все города Ленинградской, Псковской, Новгородской, Мурманской, Архангельской областей, Карелии и Республики Коми). Всего более 300 торговых точек для сборной логистики.

Данная схема работает уже более года и обеспечивает доставку продукции крупнейших производителей – таких как «Черкизово», «Останкино», «Самсон». Оперативность и приемлемые цены радуют и ритейлеров, в числе которых «ВкусВилл» и «Яндекс.Лавка», ориентированные на свежесть и эксклюзивность ассортимента.

Мнения розничных сетей

Лина Абраменкова, управляющая оптимизацией и развитием цепи поставок компании «ВкусВилл»:

Наша сеть изначально фокусируется на свежем и ультрасвежем ассортименте. При этом сейчас фокус смещается в сторону ассортимента локального производства. Также всем известен подход «ВкусВилл» к «задвоению» поставщиков: это позволяет нам не искать одну крупную компанию, а распределить необходимые объемы между несколькими производствами. И возможность отправлять небольшие кванты товара позволяет любому поставщику войти в сеть, обеспечить график поставок свежего ассортимента.

Также нас радует схема, благодаря которой возможно делать такие поставки несколько раз в сутки. В этом случае мы можем планировать путь товара от грядки или фермы до полки буквально по часам. Для натурального ассортимента с минимумом консервантов это важно. Поэтому мы с интересом смотрим на подобные логистические решения на рынке, сразу тестируем, если убеждаемся в эффективности – идем в долгосрочное партнерство, как с «Грандо Логистик».

Качественный сервис и широкая география присутствия таких логистических партнеров позволяют сетям планировать развитие, опираясь на логистическую инфраструктуру, действующие и будущие площадки сбора/обработки/перевалки грузов, маршруты транспортировки логистического партнера. Торговые точки в новых регионах можно снабжать с оптимальными логистическими затратами уже на старте или на этапе входа сети в регион. Так мы приходим к интегрированным с партнерами цепям поставок, к value chain».

Фото: «Грандо Логистик»

Александр Зимин, руководитель товарной логистики компании «Яндекс.Лавка»:

С компанией «Грандо Логистик» с середины прошлого года мы сотрудничаем по комплексу логистических услуг, основными из которых являются складские операции в Санкт-Петербурге. Проект «Фреш-электричка» стал приятным дополнительным бонусом к нашему основному сотрудничеству.

Во-первых, он помогает решить проблему поставок товара от крафтовых поставщиков. Обычно это небольшие компании, которые регулярно производят для нас мелкие партии продукции, зачастую требующей соблюдения разных температурных режимов. И такие поставщики, как правило, не могут решить вопросы с логистикой самостоятельно, поэтому нам приходится брать эти процессы на себя. А из-за невысоких объемов весьма затруднительно организовать перевозку данных товаров отдельными автомобилями. Потому мы пользуемся услугой «Фреш-электричка», чтобы поддерживать ассортимент в Москве и Санкт-Петербурге, на территории которых находятся более 400 наших дарксторов. При этом мы имеем возможность управлять этими потоками на ежедневной основе.

Еще один важный момент – оптимизация остатков. В рамках этой услуги мы можем перераспределять объемы между двумя основными РЦ в столицах. Также это позволяет оперировать маржой: даже у федеральных поставщиков есть ряд позиций, которые выгоднее купить в одном городе и потратить средства на физическое перемещение товара в другой город. Кроме того, в случае ажиотажного спроса или форс-мажорных обстоятельств мы можем оперативно переместить продукцию в нужный нам РЦ. И возможность сделать это каждые 6 часов – серьезное преимущество.

Также не могу не сказать о категории готовая еда, которую наша сеть в данный момент наращивает. У этой продукции очень короткий срок годности. Наше производство и поставщики находятся как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Конечно, у нас есть ежедневные регулярные поставки большими транспортными средствами, но иногда требуется дослать в Москву или в Санкт-Петербург недостающий объем или передать партию, производство которой по каким-то причинам пришлось задержать. Сделать это нужно оперативно и по доступной цене. Так что и в этом случае «Фреш-электричка» – приемлемый инструмент для исполнения подобных задач.

«Грандо Логистик» также удалось успешно решить вопросы товарного соседства, к которому и торговые сети, и производители относятся крайне щепетильно. Пространство в крупных грузовых автомобилях разграничено дополнительными стенками. В городе от терминала до конечных точек товар при необходимости доставляют на небольших мультитемпературных автомобилях.

«Также одним из сложных вопросов было IT-сопровождение, – рассказывает Руслан Алексеев. – На рынке в целом тяжело найти готовые, «коробочные» продукты в сфере логистики, а здесь требовалось отслеживать массу процессов – от обработки на складе до приема груза на «последней миле». В итоге силами наших программистов мы сделали собственный продукт, который позволяет вести всю документацию, а также оперативно давать обратную связь клиенту: где находится груз, когда он будет доставлен и при какой температуре происходит его перевозка.

Фото: «Грандо Логистик»
Фото: «Грандо Логистик»

Почему поставщику выгодно сотрудничество?

Возможность работы с небольшим квантом. Компания может доставлять даже небольшие партии товара размером от одной коробки.

Максимальное адресное покрытие. За счет того, что груз сборный, а география присутствия весьма велика, производитель может заключать контракты с сетями на этой территории на поставку даже небольших партий товаров.

Гибкое планирование времени / оптимальный lead time с учетом производственных циклов. Машины с/на РЦ компании отправляются четыре раза в сутки (каждые шесть часов), что дает возможность поставлять даже партии товара, выпущенные вечером.

Доступ к спектру услуг через «единое окно». «Грандо Логистик» не только специализируется на кросс-докинге, но и располагает складскими площадями для ответственного хранения или PBL/комплектации.

100% ответственность за груз. Каждая партия товара застрахована, так что материальные потери в случае утраты, порчи или потери груза отправителю не грозят.

Отсутствие налоговых рисков. 90% используемого транспорта относится к собственному автопарку компании. Грузовладелец может проследить всю цепочку перевозки и быть уверенным в том, что вовлечение третьих лиц в нее исключено.

Выгода для торговой сети

Подготовка груза по стандартам сетей. Компания готова выполнить все требования по оформлению документации, товарному соседству.

Минимизация затрат на приемку. Товары разных поставщиков могут отправляться одной машиной, что дает возможность сэкономить на использовании складских площадей, оплате работ сотрудников склада.

Гарантия соблюдения холодовой цепочки. На протяжении всего маршрута транспортировки компания готова отчитаться клиенту, при какой температуре выполняются комплектация, погрузка-выгрузка и перевозка.

Максимальная частота поставок с минимальными сроками транспортировки (с минимальным lead time). Отсутствие затрат на собственную логистику сети.

В конечном счете эти бенефиты позволяют всем клиентам экономить на логистике от 20%.

В перспективе «Грандо Логистик» рассматривает открытие дополнительных направлений для работы: в приоритете территориальное покрытие Южного федерального округа и Урала.

Людмила Клыженко, Retail.ru

Источник: Retail Ru