Вакантность в крупных ТЦ Москвы может достигнуть 30% к концу года

Особенному риску подвержены сверхкрупные торговые объекты (в особенности, расположенные за МКАДом), где размещаются уникальные арендаторы, не имеющие альтернатив на рынке (IKEA).
Sergey Peterman/ Shutterstock

Sergey Peterman/ Shutterstock

По прошествии трех месяцев подавляющее большинство (76,5%) иностранных брендов, арендующих площади в ТЦ Москвы и объявивших о приостановке деятельности, сохраняют данный статус в различных вариациях – приостановка поставок, приостановка продаж, прекращение деятельности с продолжением работы франчайзи и др., следует из отчета CORE.XP. Среди брендов, принявших решение об окончательном уходе с российского рынка, доминируют американские (Starbucks, Nike, Levi Strauss & Co).

Решение о приостановке деятельности по-прежнему распространяется, главным образом, на бренды из Испании (группа Inditex), Франции (Decathlon, Sephora) и Великобритании (Mothercare, Jo Malone, MAC). Доля иностранных арендаторов, объявивших о приостановке деятельности (формируют «скрытую» вакансию), в торговых центрах Москвы составляет, в среднем, от 10% до 30%. Подавляющее большинство таких ритейлеров не освободили занимаемые помещения, поэтому общий уровень вакансии по итогам II квартала изменился незначительно (+ 2,3 п.п. относительно I квартала 2022 г.).

Крупнейшие ТРЦ Москвы к концу 2022 г. могут опустеть на 30%. Средний уровень вакантности по негативному сценарию развития ситуации увеличится вдвое и достигнет 15–20%. В позитивном сценарии, вакансия может составить 10–12%.

Среди антикризисных стратегий и решений арендаторов и собственников торговых центров аналитики отметили: насыщение каналов продаж (диверсификация ассортимента, пример: «Золотое Яблоко» запускает продажу лекарств и БАДов; переход классических офлайн-ритейлеров к модели маркетплейса; использование площадок крупных маркетплейсов для продажи продукции), сокращение убытков (частичное закрытие бизнеса; выкуп российского бизнеса).

Продажа российского бизнеса является доминирующей тактикой иностранных ритейлеров, имеющих активы или значительную долю прибыли в России и решивших полностью остановить активность в стране. Если ритейлер одновременно управляет точками продаж продукции, а также имеет объекты в собственности, возможным решением становится частичное закрытие бизнеса. Пример: INGKA закрывает бизнес по продаже мебели и товаров для дома IKEA в торговых центрах России. При этом она сохраняет бизнес по управлению сетью ТЦ «Мега».

Для ритейлеров осуществление ввоза продукции через партнеров, имеющих ритейл-инфраструктуру в странах является жизнеспособной стратегией пополнения ассортимента. Пример: российский торговый партнер зарубежного бренда открывает магазины в других странах (Грузия, Казахстан) и оттуда осуществляет ввоз продукции в Россию.

Ранее сообщалось, что москвичи уходят из крупных моллов в районные ТЦ.

Госдума приняла закон, позволяющий ТЦ РФ расторгнуть договора аренды для ушедших из России брендов.

Retail.ru

Источник: Retail Ru