Исследование: влияние текущего кризиса на рынок коммерческой недвижимости пока менее существенно, чем в 2008, 2014 и 2020 годах


Консалтинговая компания
Nikoliers проанализировала развитие рынка коммерческой недвижимости в предыдущие кризисные периоды 2008, 2014 и 2020 гг. и дала оценку текущей ситуации.
cocoparisienne/ Pixabay

cocoparisienne/ Pixabay

В начале 2022 г. годовой объем ввода коммерческой недвижимости в России прогнозировался на уровне 4,2 млн кв. м. Однако учитывая текущую экономическую ситуацию девелоперы корректируют свои планы, и сейчас заявленный объем ввода составляет 3,2 млн кв. м (минус 24%). Как показывает опыт предыдущих кризисных периодов, годовая корректировка объема ввода может доходить до 60%, в этом случае может быть побит антирекорд 2017 г., когда было введено 2, 46 млн кв. м коммерческой недвижимости. При этом, чтобы отыграть показатели на докризисный период рынку потребуется от одного года до двух лет в зависимости от сегмента.

«Сейчас, как и в предыдущие кризисные моменты, мы наблюдаем сокращение объема ввода новых проектов во всех сегментах коммерческой недвижимости. Учитывая сформированный дефицит площадей в складском и офисном сегменте, а также их устойчивость к турбулентным ситуациям, снижение объема ввода позволит избежать резкого роста уровня вакантности. Торговая недвижимость, хотя и испытывает наибольшие трудности, имеет способность довольно быстро адаптироваться к новым реалиям. В целом, учитывая сокращения горизонта планирования у многих компаний до 1 года в текущей ситуации, мы наблюдаем спрос на гибкость и оптимизацию условий в моменте. Бизнес ищет новые возможности и новые решения», — прокомментировал управляющий партнер Nikoliers Николай Казанский.

В то же время торговая недвижимость показала себя как один из наиболее уязвимых сегментов коммерческой недвижимости России, однако она не только остро реагировала на кризисные явления в стране, но и достаточно оперативно подстраивалась под новые реалии.

В периоды кризисов значительно возрастает доля замороженных проектов, что связано с достаточно большим девелоперским циклом в ритейле (3—5 лет) в сравнении с другими сегментами, таким образом процесс реализации ритейл проекта может осуществляться в условиях нескольких экономических кризисов. Практика рынка показала, что девелоперский цикл некоторых проектов может растягиваться даже на 10—15 лет, сопровождаясь сменой собственников и многократным пересмотром коммерческой концепции объектов в соответствии с новыми рыночными условиями.

После кризиса 2008—2009 гг., несмотря на постепенное восстановление сегмента и основных показателей в течение 3—4 лет, сокращение годовых объемов нового ввода наблюдалось по 2011 г. (падение с предкризисным 2007 г. составило —45%).

Значительное проседание ритейл рынка наблюдалось в кризис 2014—2015 гг. До второй половины 2014 г. сегмент торговой недвижимости столицы находился на пике своего расцвета – в активной стадии строительства находились крупнейшие ТРЦ, уровень вакантности опустился до минимального значения (2,8%). Несмотря на начавшиеся экономические потрясения, план по вводу ключевых объектов был реализован, однако в 2015 г. более половины заявленных к открытию торговых площадей не было введено (—55% план/факт), а уровень вакантности вырос почти в 3 раза.

После 2020 г. на фоне пандемии и связанных с ней ковидных ограничений вместо реализации новых крупноформатных ТРЦ девелоперы сосредоточились на проектах торговых объектов шаговой доступности либо на реконцепции и оптимизации уже действующих ТРЦ. При этом падение объемов нового ввода в Москве в постковидном 2021 г. составило почти 40% год к году, а уровень вакантности достиг максимального значения за последние 5 лет в 11,5% и продолжает расти.

Ранее сообщалось, что онлайн-ритейлер Ozon предупредил о риске дефолта.

Проблемы с поставками «пальмы» из Индонезии: насколько это критично для России.

Retail.ru

Источник: Retail Ru