Алексей Кабанов, «Росинкас»: «Тарифы на инкассацию вырастут минимум на 20%»

Еще недавно на фоне антиковидных ограничений росли объемы безналичных платежей. С февраля 2022 года ситуация изменилась – люди стремятся обналичить имеющиеся у них средства. Нагрузка на службы инкассации многократно выросла. Как инкассаторские компании справляются с «наличным бумом»? Как новая реальность отразится на тарифах на инкассацию? Об этом – в интервью Алексея Кабанова, коммерческого директора «Росинкас».

Фото: «Росинкас»

– Как меняются объемы наличных на рынке в целом и в розничной торговле в частности?

– В последнее время объем перевозимых «Росинкас» денег вырос в разы. За пару недель после начала спецоперации мы перевезли больше трехсот тонн ценностей для того, чтобы клиенты банков не испытывали проблем с наличными. Это было непросто – мы выводили из отпусков людей и платили сверхурочные, чтобы выполнить поставленную задачу.

Еще недавно в России наблюдался рост безналичных платежей. Сегодня ситуация иная. Сейчас в розничной торговле на безналичные транзакции приходится не менее 70% поступлений. Однако мы видим значительный рост притока наличных и в кассы, и в отрасль в целом. Каждый день объемы инкассации в ритейле увеличиваются.

Для этого есть причины. Во-первых, это ограничения в работе платежных систем, которые позволяли использовать бесконтактный способ оплаты через телефон и картой. Во-вторых, субъективные факторы: в период неопределенности люди закрывают банковские вклады и переводят их в наличные.

Правда, надо отметить, что сейчас деньги начали возвращаться в банковскую систему в виде вкладов под повышенный процент. Мы это сразу заметили – объемы перевозки из банков в РКЦ значительно увеличились.

– Такая ситуация наблюдалась только в крупных городах, где люди привыкли к безналичным расчетам? Ведь в регионах наличные и раньше были популярны.

– Такая ситуация была везде, разница лишь в масштабах. В крупных городах объемы наличных платежей выросли более существенно, чем в небольших населенных пунктах.

– Еще недавно эксперты говорили о том, что инкассаторский рынок стремительно сокращается. Насколько быстро удалось перестроиться под новые реалии?

– «Росинкас» – федеральная компания, мы обслуживаем более 300 участков инкассации. Поэтому у нас есть запас прочности – это касается и счетно-сортировальной техники, и автотранспорта. Основные сложности были с людьми: приходилось вызывать их из отпусков, платить сверхурочные. Но мы справились. Более того, мы даже помогали банкам, у которых не хватило ресурсов, чтобы обеспечить вкладчиков наличными.

– Возникают ли у ритейлеров сложности с обслуживанием возросших потоков наличных?

– Это зависит от того, как ритейл работал с наличными до этого. В выигрыше оказались те, кто использовал онлайн-инкассацию и автоматизированные депозитные машины (АДМ). Удобство АДМ в том, что все находящиеся в них наличные сразу поступают на расчетный счет. А значит, дневную выручку можно сразу разместить на депозиты под 24% годовых.

Раньше мгновенное зачисление на счет дневной выручки было актуально в основном для малого и среднего ритейла. Но сегодня крупные торговые сети могут неплохо заработать, используя АДМ для размещения средств под такой высокий процент.

Многие ритейлеры до сих пор не использовали АДМ или предпочитали комбинированную инкассацию. В последние годы эти компании перешли на заявочную форму работы, потому что у них стало меньше наличных денег. И теперь они отправляют заявки значительно чаще.

– Какой будет динамика наличного денежного оборота в перспективе трех – пяти лет?

– Еще недавно я говорил, что в ближайшие три – пять лет доля наличных в обороте сократится до 10%. Сейчас понятно, что этот прогноз не сбудется. Думаю, что доля наличных будет составлять 15–20%. Ведь сам факт обладания наличными деньгами позволяет людям чувствовать себя в безопасности. Так что уже в этом году мы увидим разворот в сторону роста наличных платежей.

– Как изменится инкассаторский рынок в новых условиях?

– Инкассация – это низкомаржинальный бизнес, сопряженный с большим количеством рисков: люди, машины, деньги. Он существует за счет масштаба: для того чтобы выжить, надо иметь 1000 и более броневиков. Рост объема наличных платежей позволит увеличить отдачу на капитал: раньше мы зарабатывали 5 копеек с рубля, а теперь будем зарабатывать 20 копеек с рубля.

Рынок уже сформировался – определены направления развития, известны все игроки, и место новым компаниям вряд ли найдется. Ведь, как я уже говорил, рынок очень капиталоемкий и низкомаржинальный. Кроме того, нужны специалисты, которые будут работать со специальной техникой. Да и ЦБ предъявляет к инкассаторским компаниям очень серьезные требования с точки зрения обеспечения безопасности. Скорее, в будущем рынок ждет консолидация.

Сейчас банки отказываются от офисов в пользу общения с клиентами по цифровым каналам. А значит, все, что связано с наличными, перемещается в банкоматы, которые обслуживают аутсорсинговые компании, подобные нашей. Думаю, этот тренд продолжит развиваться.

Что касается ритейла, то, как я уже говорил, здесь хорошо показали себя АДМ, и, я думаю, мы и дальше будем двигаться в этом направлении.

– Будут ли расти тарифы на инкассацию, и если будут, то на сколько?

– Тарифы на классическую инкассацию уже растут, и в ближайшей перспективе этот тренд продолжится. Пока сложно сказать, насколько серьезным будет этот рост. В структуре себестоимости инкассации достаточно много расходных материалов: чековые ленты, сейф-пакеты, запчасти и другие расходные материалы. Цены на них сейчас повышаются. На мой взгляд, в отрасли тарифы на инкассацию вырастут как минимум на 20%. Ведь сегодня инкассаторский заезд стоит дешевле услуг такси!

Retail.ru

Источник: Retail Ru