Командировки меняют направление

На фоне резкого сокращения числа международных контактов и зарубежных авиарейсов российский бизнес переориентируется на деловые поездки по стране. Спрос на них с начала геополитического кризиса вырос на 25%. Это должно помочь найти новых партнеров в регионах, что актуально для оставшихся без зарубежных брендов торговых центров, лишившихся части поставщиков ритейлеров и дистрибуторов. Тренд уже привел к росту заполняемости отелей.

На фоне отсутствия международных перелетов представители российского бизнеса наращивают число деловых поездок по российским регионам, сообщил основатель сервиса для деловых поездок Smartway Максим Яремко. Собеседник “Ъ” в одной из компаний, которая специализируется на деловом туризме, отмечает рост спроса на поездки по России в марте на 25% относительно февраля.

Сегмент делового туризма вслед за классическим столкнулся с падением оборотов на фоне военных действий на Украине и жестких западных санкций, общей нестабильности, отмены запланированных авиарейсов и мероприятий. По подсчетам OneTwoTrip for Business, с 24 февраля отменено 5% запланированных представителями бизнеса вылетов. На южных направлениях, где из-за боевых действий были закрыты аэропорты, по оценкам Smartway, с 24 февраля отменились 75% бизнес-поездок. Одновременно в стране отменились многие MICE-мероприятия (см. “Ъ” от 28 февраля).

В целом общее число командировок российских компаний во втором квартале 2022 года может оказаться на 30–40% ниже, чем годом ранее, полагает господин Яремко.

Руководитель сервиса для организации командировок OneTwoTrip for Business Ани Алексанян рассчитывает, что в течение нескольких недель командировочная активность внутри страны восстановится, а затем начнет расти. Речь идет о поездках из крупных городов, вроде Москвы и Санкт-Петербурга, в регионы и наоборот, отмечает она. Руководитель «Туту Командировок» Наталья Погиблева ждет увеличения спроса с апреля.

О растущей роли деловых поездок внутри страны говорят и сами представители бизнеса. Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов поясняет, что на фоне ухода с российского рынка ряда международных брендов операторы торгцентров заинтересованы в привлечении сетей, которые пока не представлены на рынке: «Объекты перед началом работы нужно увидеть вживую: это помогает оценить окружение и товарное соседство, концепция, которая работает в одном месте, может оказаться бессмысленной в другом». Деловые поездки, по словам господина Ванчугова, представители торгцентров и ритейлеров будут активно осуществлять во все города-миллионники.

С выпадением части ассортимента столкнулись и ритейлеры. Так, DIY-сеть Leroy Merlin в своем письме партнерам указывала, что планирует заместить выпавшие импортные товары в ближайшие три-четыре месяца. В сети уточнили, что заметного увеличения командировочной активности не ждут, так как выстроили инфраструктуру для онлайн-встреч.

Директор по работе с партнерами виноторговой компании Fort Дарья Сологуб говорит, что переговоры с партнерами из прежних стран-поставщиков, которые готовы продолжать импорт в Россию, пока проходят без личных встреч.

Для налаживания новых связей компания планирует организацию деловых поездок в Чили, Аргентину, ЮАР, Армению. Компания планирует наращивать долю и российского вина, но местные винодельни находятся на юге страны, куда поездки в моменте осложнены, отмечает она.

В «Авиасейлс для бизнеса» называют наиболее востребованными направлениями командировок внутри страны маршруты из Москвы в Омск, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Уфу. Годом ранее в топе находились частично закрытые сейчас для перелетов аэропорты южных регионов. В Smartway добавляют, что около 10% проданных билетов сейчас приходится на перелеты из регионов в Москву. Основатель Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич отмечает, что загрузка недорогих отелей в крупных городах на фоне притока деловых туристов уже выросла на 20–30%, до 65–70%. Этот тренд он называет типичным для кризисной ситуации.

Александра Мерцалова, Анатолий Костырев

Источник